Есть народная примета: радар в руках инспектора – это к деньгам. В том смысле, что их, возможно, придется отдать. А вот комплексы фотовидеофиксации, тупо собирающие в единую базу видеоданные по «гонщикам», взятки брать пока что не обучены. Хочется верить, что и не научатся…
По способу использования на дороге такие комплексы сегодня делят на три основные группы: мобильные («стрелялка» у инспектора в руках), передвижные автоматизированные (треножник на обочине) и стационарные автоматизированные (например, камера в тоннеле).
Пример исполнения: мобильный видеофиксатор «БИНАР»
Сохраняет все данные в энергонезависимой памяти. В комплекте поставки – программа для скачивания на компьютер и распечатывания материала с доказательствами нарушения. Инспектор в конце смены должен загружать сведения в центральную базу данных.
Режим работы: в руках инспектора или в салоне патрульной машины.
Общение с инспектором: неизбежно, есть возможность для «дискуссии» и решения взаимных материальных проблем.
Оплата штрафа. Инспектор имеет право на месте выписать постановление и выдать квитанцию на оплату штрафа. В этом случае он обязан внести на флешку электронную метку – тогда новое постановление этому нарушителю выписано не будет. Но если такой метки нет, то нарушителю гарантированно придет новая квитанция: придется бегать по инстанциям.
Пример исполнения: лазерный измеритель скорости и дальности ЛИСД-2Ф
При работе в ручном режиме данные записываются в ОЗУ прибора, при автоматическом – в ПЗУ. На практике почти всегда используется ручной режим, хотя возможность загрузки данных в компьютер предусмотрена.
Режим работы: в руках инспектора или на штативе рядом с патрульным авто (автоматический режим).
Общение с инспектором: неизбежно.
Оплата штрафа. Сотрудник милиции (полиции?) имеет право выписать постановление и выдать квитанцию на оплату штрафа на месте. Но не забудет ли он поставить соответствующую метку? Возможность вторичного штрафования не исключена.
Пример исполнения: стационарный фоторадарный комплекс типа «КРИС»С
Устанавливаются на специальные инженерные сооружения (опоры, арки, виадуки и т. п.) над дорожным полотном или на обочине. Передают данные о скорости и распознанных госномерах по цифровым каналам связи на сервер центрального поста.
Режим работы: автоматический.
Общение с инспектором: исключено.
Оплата штрафа: по почте высылается «письмо счастья» с требованием уплатить штраф.
Наше мнение: эти посты вредны, поскольку, опять-таки, любой контакт инспектора с нарушителем способен свести к нулю ценность всей задумки. Поэтому в ряде регионов (Казань, Московская область и т. д.) такой подход уже редкость.
Другое дело, что иногда возникает потребность в охране вредных треножников от не менее вредных нарушителей, но в той же Казани для этого нанимают охранников! Отдежурил, вынул флешку, привез ее в центр, скачал в компьютер, затем вновь зарядил – вот и все. Разговоры о возможных стираниях, подменах и т. п. официально опровергаются. Аргументов в подтверждение этого действительно хватает – цифровая подпись, кодировка, нечитаемые форматы... Да и сама флешка привязана к конкретному фоторадару: не подменишь. Не сегодня-завтра появится беспроводной канал связи мобильной камеры с центром, тогда и флешку возить не придется.
Но у нас есть большие сомнения насчет того, что в «ручном режиме» будто бы нельзя убрать информацию с флешки. Высокие милицейские генералы уверяют «ни боже мой», – но их подчиненные на местах, по слухам, уже нашли способ...
В остальных регионах инспектор расписывается в постановлении (ведь в любом случае его выносит человек, а не машина!), запечатывает конверт, надписывает адрес. И заказное письмо летит к адресату.
В соответствии с поправками, внесенными в часть 3 статьи 28.6 и часть 2 статьи 29.11 КоАП, копия постановления по делу об административном правонарушении высылается в течение трех дней (со дня вынесения постановления).
Отметим, что в большинстве регионов страны камеры фиксируют пока только один вид нарушений – превышение скорости. Но перечень будет расширяться по мере совершенствования техники. В Краснодарском крае, Московской области, Татарстане приборы уже фиксируют нарушения при проезде железнодорожных переездов и выезд на встречную полосу. Тем более что под это недавно подведена юридическая база: установлен штраф за подобные нарушения – 5000 рублей.
По материалам журнала "За рулем"