Эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА) подготовили разъяснения для водителей, которые помогут им правильно оформить ДТП по «Европротоколу», не вызывая сотрудников Госавтоинспекции. По мнению представителей РСА, в связи со вступившими в силу поправками в закон об ОСАГО водителям необходима пошаговая инструкция для самостоятельного оформления дорожной аварии.
Специалисты напоминают, что «Европротокол» может быть составлен только при выполнении ряда условий.
Так, ДТП можно оформить без привлечения инспектора ГИБДД, если: нет пострадавших людей, в столкновении участвовало только два автомобиля, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, оба водителя вписаны в полисы ОСАГО.
Если автомобиль одного или обоих водителей зарегистрирован не в России, то «Европротокол» можно оформить при наличии у них «Зеленой карты».
В пунктах извещения на лицевой стороне должна быть указана информация о месте, дате, времени ДТП, а также сведения об участниках аварии. Эксперты РСА обращают внимание на которые пункты извещения, с заполнением которых могут возникнуть трудности.
Так, в пункте №14 эксперты советуют максимально точно и кратко указать характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Также нужно проследить за тем, чтобы другой водитель не указал в извещении не относящиеся к данному ДТП повреждения деталей и элементов машины.
Описывая повреждения детали машины, нужно указывать их характер такими словами, как царапина, вмятина, деформация, разрыв, трещина. О невидимых повреждениях беспокоиться не стоит: их выявят и опишут эксперты при осмотре машины.
Особое внимание стоит уделить пункту №17 — составлению схемы ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц, а также направление движения, конечное положение автомобилей после ДТП, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, а кроме того, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.
После заполнения лицевой стороны извещения участники ДТП должны разделить бланк на два экземпляра. Эксперты предостерегают, что нужно проследить за тем, чтобы другой водитель подписал оба листа извещения с лицевой стороны (должен поставить две подписи — в пунктах 15 и 17), а не только тот экземпляр, который останется у него.
Оборотная сторона извещения заполняется каждым из водителей самостоятельно. Если не хватает места, можно дописать обстоятельства на листе бумаги. В таком случае на самом извещении необходимо сделать пометку «С приложением» и указать, к какому документу оно прилагается и кем составлено. В пустых графах извещения водителю стоит ставить длинные прочерки. Если бланк извещения оказался порван или трудночитаем, то придется заполнять новый.
Напомним, что согласно принятым недавно поправкам к закону об ОСАГО лимит выплат по «Европротоколу» был увеличен до 50 тыс. руб. по договорам ОСАГО, оформленным с 2 августа 2014 года. Для полисов, оформленных до 2 августа 2014 года, лимит выплаты остается прежним — 25 тыс. руб. При этом в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области лимит выплат по «Европротоколу» сейчас составляет 400 тыс. руб. Факт ДТП должен быть в том числе зафиксирован с помощью фото- или видеосъемки автомобилей. Кроме того, в страховую компанию необходимо будет предоставить данные о положении транспортных средств при ДТП, зафиксированные с применением технологий глобальных спутниковых навигационных систем.