Самостоятельная покупка запасных частей - очень серьезное мероприятие, требующее предварительной подготовки. Для начала надо определиться, что выгоднее - купить новый узел, агрегат или отремонтировать старый.
Постарайтесь собрать всю возможную информацию о предполагаемой покупке. В этом вам помогут советы более опытных автолюбителей, особенно тех, кто обслуживает машину самостоятельно (однако остерегайтесь слишком уверенных в себе "мастеров", которые могут дать безапелляционный совет по любому поводу). Обратитесь к мастеру автосервиса, особенно если он и будет ремонтировать ваш автомобиль. Можно почитать серьезные автомобильные журналы: в них публикуют специальные тесты узлов и агрегатов.
Отправляясь в магазин для приобретения запчасти, узнайте VIN-код автомобиля, по которому продавец будет ее искать.
При первоначальной оценке качества предполагаемых запчастей следует учитывать производителя узла или агрегата, а также их оригинальность. Оригинальные запасные чааи, рекомендованные заводом - изготовителем автомобиля и распространяемые через дилерскую сеть, как правило, аккуратно упакованы, имеют сертификат качества, систему защиты от подделок, гарантийный срок и логотип производителя автомобиля. Подобные запчасти дороже, но попытка сэкономить может обернуться дорогостоящим ремонтом.
Неоригинальные запасные части выпускаются фирмами, которые специализируются на какой-нибудь одной определенной группе (например, автомобильные стекла, элементы электрооборудования, тормозные колодки).
Они существенно дешевле оригинальных, но применение их в автомобиле может привести к отказу в гарантийном обслуживании, если нет официального одобрения на их использование в автомобиле завода-изготовителя.
p>Приобретаемые запчасти для автомобиля условно делятся на две категории:
запчасти, зависящие от пробега автомобиля: тормозные колодки, шины, приводные ремни, топливные, воздушные и масляные фильтры, свечи зажигания;
запчасти, состояние которых зависит от условий эксплуатации автомобиля: тормозные механизмы, оптика, детали двигателя, трансмиссии, шарниры подвески, детали рулевого управления и системы выпуска отработавших газов двигателя.
Моторное масло
При выборе моторного масла в первую очередь следует руководствоваться рекомендациями и требованиями завода-изготовителя к качеству и производителю моторного масла.
Современные моторные масла, состоящие из базовых масел и подобранного набора присадок, разделяются на два основных вида:
минеральные (полученные перегонкой из нефти) - их вязкость сильно зависит от температуры. Для стабилизации свойств применяются различные присадки, которые, в свою очередь, довольно быстро разрушаются из-за высоких механических и тепловых нагрузок, сокращая срок службы масла;
синтетические (полученные путем химического синтеза) - обладают высокой однородностью и стабильностью свойств. Остаются более жидкими на морозе и более густыми в жару, меньше сгорают в двигателе, образуют меньше отложений, имеют больший срок службы.
Синтетические масла не разрушают сальники двигателя, однако при их использовании возможно появление течи через изношенные сальники вследавие большей текучести синтетических масел по сравнению с минеральными. Срок службы синтетических масел только ненамного больше, чем минеральных. Быстрое потемнение масла свидетельавует лишь о его хороших моющих свойствах и загрязненной системе смазки.
Промежуточное положение занимают так называемые полусинтетические масла. Они изготовлены на минеральной основе, но с добавками синтетических компонентов, поэтому по качеству приближаются к синтетическим маслам, но значительно дешевле их.
Одно из основных свойств моторного масла - его вязкость, которая определяет температурный диапазон применения моторного масла. При низкой температуре окружающего воздуха моторное масло должно иметь низкую вязкость, чтобы обеспечить пуск двигателя и поступление моторного масла к его узлам. При высокой температуре моторное масло должно быть более вязким, чтобы поддерживать в системе смазки требуемое давление масла. По значению вязкости моторные масла разделяют на три вида:
зимние - благодаря низкой вязкости обеспечивают пуск двигателя и смазку основных узлов при отрицательной температуре окружающего воздуха;
летние - благодаря высокой вязкости обеспечивают смазку деталей двигателя при высокой температуре окружающего воздуха;
всесезонные - при низкой температуре окружающего воздуха обладают вязкостью зимних масел, а при высокой - вязкостью летних масел.
Пластичные смазки
Пластичные смазки используют для уменьшения трения и, как следствие, для уменьшения износа деталей в узлах автомобиля, в которых невозможно или нецелесообразно создать циркуляцию масла. Пластичная смазка легко проникает в зону контакта трущихся деталей и удерживается на их поверхности. Основные достоинства пластичных смазок - широкий, по сравнению с моторными маслами, температурный диапазон применения, способность не вытекать и не выдавливаться из негерметизированных узлов трения.
Недостаток пластичных смазок - удерживание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, а значит, и ухудшают отвод тепла от смазываемых деталей.
При выборе пластичных смазок для конкретного узла автомобиля следует знать их физические характеристики, эффективность смазывания трущихся поверхностей и совместимость с контактирующими со смазкой материалами.
Нельзя смешивать между собой пластичные смазки различных составов из-за возможного изменения их физических характеристик (разжижения и снижения температуры каплепадения).
Охлаждающие жидкости
В систему охлаждения автомобилем Renault (Dacia) Logan рекомендуется заливать низкозамерзающую жидкость - антифриз - водный раствор этиленгликоля с добавлением присадок и нейтрального красителя.
В концентрированном виде этиленгликоль обладает высокой коррозионной активностью, его температура кипения +170 °С. Из-за того что температура кристаллизации этиленгликоля в концентрированном виде составляет - 20 °С, для понижения температуры кристаллизации его разбавляют дистиллированной водой (табл. 13.1).
Для нейтрализации коррозионной активности в этиленгликоль добавляют специальные присадки. Для отличия от другой эксплуатационной жидкости и облегчения определения уровня в расширительном бачке системы охлаждения двигателя в антифриз добавляют краситель.
Табл. 13.1 Концентрация этиленгликоля в зависимости
от требуемой температуры кристаллизации антифриза
Концентрация этиленгликоля, %
Плотность антифриза, г/см. куб.
Температура кристаллизации, °С
97,8
1,112
-20
93,0
1,110
-30
85,4
1,104
-40
78.4
1,098
-50
72,1
1,092
-60
65,3
1,086
-65
63,1
1,083
-60
58,0
1,078
-50
52,6
1,071
-40
45,6
1,063
-30
36,4
1,051
-20
26,4
1,034
-10
Тормозная жидкость
В соответствии с инструкцией по эксплуатации в тормозной системе вашего автомобиля применяют тормозные жидкости, соответствующие международному классу DOT-4 и рассчитанные на применение в автомобилях с повышенными динамическими характеристиками. При покупке тормозной жидкости следует руководствоваться следующими рекомендациями:
приобретайте тормозную жидкость только того класса, который рекомендован заводом - изготовителем автомобиля;
внимательно осмотрите тару, она должна быть герметичной, а защитная мембрана - выполнена из фольги.
Тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости (табл. 13.2).
Табл. 13.2 Классификация тормозных жидкостей по вязкости и температуре кипения
Параметр
ISO 4925
SAEJ1703
DOT-3
DOT-4
Температура кипения жидкости, °С, не менее
205
205
205
230
Температура кипения увлажненной 140 жидкости, °С, не менее
140
140
140
155
Кинематическая вязкость, мм кв./с:
при температуре 40 °С, не более
1500
1800
1500
1800
при температуре 100 °С, не менее
1,5
1,5
1,5
1,5
Топливный фильтр тонкой очистки
Бензин, заливаемый в топливный бак, может содержать воду, грязь, частицы металла, ржавчину, которые при отсутствии очистки топлива приводят не только к загрязнению системы питания двигателя, но и к износу топливной аппаратуры, снижению эксплуатационных показателей автомобиля. Основная функция топливного фильтра заключается в удерживании различных загрязняющих элементов от попадания их в систему питания двигателя.
Топливный фильтр тонкой очистки должен удовлетворять следующим требованиям:
отделять воду, попадающую в топливо, для предотвращения коррозии топливных форсунок.
Топливный фильтр установлен снизу автомобиля на топливном баке и может быть заменен отдельно.
Воздушный фильтр
Воздушный фильтр, установленный в центральной части моторного отсека, служит для очистки воздуха, поступающего во впускную трубу. Он должен отвечать следующим требованиям:
Информацию о типе фильтрующего элемента воздушного фильтра вы можете получить у дилера компании Renault или у продавца запасных частей.
Масляный фильтр системы смазки двигателя
Масляный фильтр, установленный в системе смазки двигателя, служит для очистки моторного масла. Он должен отвечать следующим требованиям:
аккумулировать и задерживать металлосодержащие и углесодержащие частицы, образующиеся в моторном масле в процессе работы двигателя;
обладать малым гидравлическим сопротивлением, позволяющим при высокой степени очистки моторного масла подавать его в трущиеся пары двигателя;
корпус масляного фильтра должен быть достаточно прочным, не разрушающимся при резком повышении давления в системе смазки двигателя и нештатном механическом воздействии.
Информацию о типе масляного фильтра вы можете получить у дилера компании Renault или у продавца запасных частей.