Зимняя степь, стужа, метель – и вдруг мотор застучал! Вызвать помощь – полдела. Как не замерзнуть, ожидая ее?
Стоит зимой полететь отопителю, и уютный салон очень быстро превращается в стылую камеру. Пока жив мотор, мороз не страшен – до жилья худо-бедно доберешься. Стократ хуже, если движок отказал. Когда еще подоспеет помощь, а на трескучем морозе порой и двух часов хватит, чтобы дать дуба! Конечно, пережидать холода лучше в хорошо натопленной избе либо в теплой шубе, но вокруг степь – ни дров, ни шубы, ни избы...
Первым делом нужно по возможности утеплиться самому. Если подходящей одежды и обуви в машине не припасено, то вспомним опыт путешественников-мотоциклистов. Под брюки, рубашку, куртку засунем газеты, из них же сделаем многослойные стельки в ботинки – куковать станет чуть веселей. Еще один проверенный жизнью рецепт: два индейца под одним одеялом не замерзают! А любители зимней рыбалки говорили, что одной горящей свечой можно обогреть палатку над лункой – сиди себе, как на печи, да дергай ершей. Так почему бы не обогреть свечкой и машину?
На живых людях...
Прошлая зима выдалась на редкость морозной – самое время поставить эксперимент c целью проверить эффективность рыбацких и других известных способов.
Один из «терпящих бедствие» автомобилей (оба марки Renault Logan) оклеили газетами, другой оставили как есть. Крепить бумагу к холодным и твердым поверхностям непросто – от дыхания они покрываются инеем, скотч не липнет, но можно просто плюнуть и приморозить. На боковых окнах бумагу защемили дверями, а на ветровом и заднем приклеили малярным скотчем к тканевой обивке. В салонах термометры, на обоих минус 22 ºС. Время пошло!
В утепленном газетами автомобиле горит свечка, «голый» мерзнет в сумерках. Минуло восемь часов, день близится к закату, а в обоих одинаково собачий холод – почти как и за бортом, разве что ветра нет. Выходит, эффект от свечки чисто декоративный. Скажем честно: другого мы и не ожидали. Теплотворная способность парафина, стеарина и прочих свечных материалов около 10 000 ккал/кг. Иначе говоря, сгорающего за час куска свечки хватило бы, чтобы подогреть 10 л воды примерно на 1 ºС или вскипятить полстакана чаю. И то при условии, что все тепло идет в воду. В салоне же еще и интенсивный теплообмен с окружающей средой, а свеча – источник очень слабый, поэтому оставим рыбацкие рассказы рыбакам. Огонек свечи в замерзающей машине греет разве что душу, что, впрочем, не менее важно. Зато газеты – прием не новый и, как подтвердилось, вполне действенный. Основа успеха здесь – количество слоев. Чем больше, тем лучше.
Продолжаем опыт. Захожу на огонек в салон обклеенного Logan и уже через полчаса «насиживаю» минус 18, тогда как в контрольном автомобиле все еще минус 22. Правы были индейцы – тело человека греет куда лучше, чем свечка. Если ткань палатки не слишком теплопроводна и не продувается, то рыбак в ней главный источник тепла, а свечка – очень второстепенный. Хотя, конечно, приятно смотреть на живой язычок пламени!
Ухищрения
Постепенно согрев собою воздух салона до минус 14 (в контрольном все еще минус 22), ставлю еще четыре свечки – за спасение замерзающих и полноту эксперимента. Примерно через час потеплело до минус 10 – уже кое-что! Только дышать стало совсем нечем... Салон легковушки все же не храм Христа Спасителя: утепленный газетами, он почти не вентилируется, и о том, чтобы зажечь еще больше свечей, не может быть и речи.
Тщательно проветрив (проморозив) салон, приглашаю трех добровольцев. Ребята крупные, пока усаживались и обустраивались, надышали до минус 5. Но только под потолком, а в ногах холоднее. Да, не сауна, конечно, но терпимо. В другой машине - неизменные минус 22. Замечу, в такой компании можно зажечь от силы одну свечку – и без того дышать тяжело.
Перебираемся в другую машину: тут ощутимо холодней, и не только в первую минуту. Эффект инкубатора гораздо слабее – через час насидели тепла только до минус 16.
Обогрею-ка теперь салон чем-нибудь более серьезным. Рисковые дальнобойщики в «довебастовские» времена, бывало, согревались бензиновыми примусами или паяльными лампами. Эффективно, только как бы дотла не согреться...
Достал из багажника газовую керамическую плитку и баллончик «зимнего» газа. Газ горит чисто – ни малейшего намека на дым, никакого угара, а кислород для горения восполняется через вентиляцию салона. Открытого пламени нет, риск пожара минимален. Ставлю ее на пол в ногах правого пассажира. Вскоре в салоне плюс 10 и кружка горячего чая!
Эксперименты - это, конечно, хорошо. Но лучше все же следить за техническим состоянием машины. По материалам журнала "За рулем"