Законопроект о повышении штрафов за нарушение сразу нескольких положений ПДД поступил в Госдуму. Часть пунктов из предложенного пакета поправок не кажутся бесспорными.
Во время движения
Созрел законопроект в нижней палате Федерального Собрания. Инициаторы документа - депутаты Владимир Плигин, Александр Москалец и Мартин Шакуум, они предложили внести в КоАП следующие новые «тарифы»:
За проезд на запрещающие сигнал светофора или жест регулировщика — штраф 1000 руб. (сейчас — 700 руб.).
За невыполнение требования остановиться перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика — штраф 800 руб.
Ситуация: водитель не мог не видеть, что сразу за перекрестком затор, однако выехал на перекресток и вынужден был остановиться, тем самым создав препятствие для проезда транспорта в поперечном направлении. За такие действия предложено взимать от 500 до 1000 руб. (сейчас действует наказание в виде предупреждения или штрафа 100 руб.).
За невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, — 1000 руб. (сейчас — от 100 до 200 руб.).
Правила остановки и парковки
Этой теме авторы уделили особое внимание.
За «простое» игнорирование правил остановки или стоянки (например, неподчинение требованию знака о запрете останавливаться или парковаться)— 300 рублей (сейчас водителю может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в 100 руб.).
За такое же нарушение, но в местах, отведенных для остановки или стоянки автомобилей, принадлежащим инвалидам, — 500 руб. (сейчас — предупреждение или 200 руб.).
За нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, — 1500 руб. (сейчас — 300 руб.).
За остановку или стоянку в тоннеле — 1500 руб. (сейчас — 300 руб.).
Сравнивать суммы штрафов за другие «остановочно-стояночные» нарушения с предыдущими излишне: они красноречивы.
За остановку или стоянку ТС на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним (за исключением вынужденной остановки) — 1000 руб.
За нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре — 1000 руб.
За остановку или стоянку в местах остановки маршрутного транспорта, а также ближе 15 метров от мест их остановки — 1000 руб.
За остановку или стоянку на трамвайных путях — от 1000 до 1500 тыс. руб.
За остановку или стоянку далее первого ряда от края проезжей части — от 1000 до 1500 руб.
В догонку
Еще парочка карательных мер.
Санкция за движение или остановку на полосе, отведенной только для маршрутных ТС, — 1500 руб.
Если автомобиль эвакуируют, то, предлагают законодатели, расходы, связанные с перемещением и хранением задержанного ТС, «возмещаются лицом, совершение которым административного правонарушения повлекло применение задержания машины».
Пафос предложений вложен в пояснения к законопроекту. Цитата: «Нарушения ПДД представляют высокую опасность для эффективной организации дорожного движения и являются одной из главных причин образования дорожных заторов». Да. А еще Волга впадает в Каспийское море.
А вот другая напрашивается, как минимум, на комментарий: «Установленный в настоящее время незначительный размер административного штрафа за ряд правонарушений в области дорожного движения не создает необходимых стимулов для соблюдения ПДД, использования специально оборудованных мест для парковки транспортных средств".
А где альтернатива?
Поспорю с предложением штрафовать хамье, которое перегораживает перекрестки, паркует машины на трамвайных путях, развязках и во втором ряду дорог с всегда интенсивным движением. У таких нужно отнимать права, причем пожизненно и с конфискацией движимого имущества. Кроваво? Но эта мысль приходит всякий раз и каждому, кто в десятый раз за последние два часа зависает в пробке из-за балбеса.
Однако не соглашусь и с утверждением депутатов, что «незначительные» нынешние штрафы (в приложении к думским зарплатам?) «не стимулируют использовать специально оборудованные места для парковки». Где они, парковки? Парламентарии разве не знают, что в Москве не хватает более двух миллионов тех самых «специально оборудованных мест»? Обостряется их дефицит во всех городах, поселках городского типа и уже просто поселках.
Столица не меньше, чем Арлингтонское кладбище, усеяна крестами, разве что другими — теми, что обозначают «остановка и стоянка запрещена». Ширли-мырли какое-то: если продать алюминий, затраченный на изготовление этих запрещающих знаков, на вырученные деньги все население страны могло бы три года жить на Канарах.
Вспомним о Конституции
Если сейчас даже в разы поднять штрафы, благая цель достигнута не будет - и докажите обратное. Мой аргумент: за последние несколько лет размеры штрафов поднимали много раз. А результат? Он ниже, чем темп роста сумм взысканий. Принцип «бей рублем да побольнее!» разве что доведет граждан до капитулятивного решения ездить на машинах только на Пасху. Но это называется понуждением к отказу от конституционных прав на свободу передвижения, а также на пользование личной собственностью. Здесь не могу не заметить, что двое из трех авторов законопроекта о новых штрафах, Владимир Плигин и Александр Москалец, — председатель и его первый зам. думского Комитета по конституционному законодательству.
Инициация и принятие законопроекта были бы уместны после создания условий ПДД не нарушать — когда появится достаточно парковок, патрульные экипажи ДПС не станут проезжать мимо раскляченных поперек улиц машин, сеть видеорегистраторов не оставит и шанса наглецам и экзальтированным дамочкам тормозить где вздумается.
Пока же ситуация провоцирует правила нарушать. Остается уповать на то, что государственные мужи снизят градус пафоса и обсудят законопроект в свете указателей: «Парковка. Места есть».