GPS-устройств на прилавках - масса, и все разные. Но как купить лучший? Положитесь на советы независимых испытателей и продвинутых пользователей.
Плохо быть темным
Будем говорить не о «коробочках», а начинках - программном обеспечении. Нередко одну и ту же модель GPS-устройства продают с различающимися навигационными системами — и покупатель впадает в ступор. Например, на сайте разработчика сказано, что некий навигатор «заряжают» только «Навителом». А в магазине его предлагают с версиями «СитиГид» или «Прогород».
Выводим из ступора. Из названных (и других) программ вам подойдет та, что отвечает целям жизни за рулем. Одна программа — чтобы не заблудиться в большом городе, другая — чтобы сориентировала в сельской глухомани, третья — чтобы провела по Европе…
Разберемся, как их различать.
За чистоту эксперимента
Очень хотелось бы дать однозначный совет. Скажем - путешественникам по российским регионам рекомендуем такую-то навигационную систему. В том-то и дело, что универсальных вариантов нет. В чем убедитесь, познакомившись ниже с результатами потребительских тестов тех программ, которые испытали наши «агенты» — жители нескольких городов, активно передвигающиеся на машинах. Тестеров обеспечили наборами навигаторов нескольких производителей со свежайшими версиями различных программ. Результаты таковы.
Местные пристрастия
Карты Рязани лучше всего проработаны в «Навителе». Но иногда программа ошибалась и «вела под кирпич» на улицы с односторонним движением. Хуже проявила себя система «Прогород». Достоинство же ее в том, что она покажет те мелкие дороги, которых нет на картах «Навитела». И та, и другая вполне боеспособны в реальных условиях езды по городу. Самый низкий рейтинг у «СитиГИД» – он практически не знает Рязани.
С картографией Екатеринбурга у всех трех программ полный порядок: в пределах города, ЕКАДа и окрестностей они ориентируются шустро и ладно. А «Прогород» проведет по многим дворовым проездам, неведомых «Навителу» и «СитиГиду». Правда, иногда заводит в улочки, движения по которым в принципе невозможно.
В Ижевске самый осведомленный — «Навител». Все другие сильно отстают. Впрочем, любой житель относительно небольшой столицы Удмуртии изучил назубок все улицы города и его окрестности. Поэтому навигатор актуален здесь для приезжего.
С Самарой особый случай: лучшую карту области создали энтузиасты-фанаты «СитиГИДа», которые не имеют прямого отношения к разработчикам навигационного софта и связаны друг с другом только по Интернету. Их карту можно дополнительно «вставить» в «СитиГИД» (если уметь это сделать).
Больше всего повезло жителям Москвы и Петербурга. Автовладельцам обеих столиц можно приобретать приборы почти с любой навигационной системой. Но предостережем от «иностранцев»: часто их карты плохо переведены на русский язык, возникают сложности с оперативным обновлением. Кроме того, позиции иностранных производителей в России сегодня слабы. Случись, в один прекрасный момент кто-то из них уйдет с нашего рынка, пользователь останется без обновлений.
Успеть до развода мостов
Жителям Петербурга даже лучше, чем москвичам. Перед ними проблема выбора программы не так остра, поскольку Северо-Западный регион РФ (а также близлежащие «заграницы») традиционно считается вотчиной «СитиГИДа». Эту навигационную систему разрабатывают в Питере, она глубоко адаптирована к Северной Столице, вплоть до того, что подсказывает график развода мостов над Невой. Программа ориентирована на работу с онлайновыми сервисами («Пробки», «Оперативное обновление карт» и пр.). Второе место по качеству карт Петербурга занимает «Прогород». Чуточку отстает от него «Навител».
Итак, для поездок по Москве и Петербургу хороша любая навигационная система, но лучшие — российского происхождения. Рекомендуем выбирать что-то из: «Навител Навигатор», «Прогород», «СитиГид», программное обеспечение навигаторов Shturmann.
Многие спросят: а Garmin? За последний год он сдал позиции. Его навигационная система и карты стали отставать от конкурентов по признакам качества и актуальности покрытия. Не вполне адекватны и цены.
Узнать бы знакомую кочку...
Если постоянно передвигаетесь по какому-то одному району, разумно предварительно изучить степень покрытия интересующей вас территории картами разных навигационных систем — и только потом что-то покупать. Один из инструментов поиска — размещенные на сайтах большинства производителей так называемые Web-GIS, то есть онлайновые карты. Заходите на сайт разработчика программы и «нацельтесь» на участок местности, который знаком вам до кочки. Оцените, насколько информативно, подробно и (что важно) в соответствии ли с реалиями здесь отображены улочки-переулочки. Оценили? Теперь сравните эту "картинку" с другой — что на сайте следующего производителя.
А можно пойти в магазин и, «вооружившись» консультантом с несколькими навигаторами в руках, сравнить карты одного и того же участка местности.
Форум, ты неправ!
А кто-то станет искать лучший вариант на профильных форумах. Предупреждаем: в отзывах часто называют лидером не ту программу, что лучше других «знает» регион, а ту, что «зашита» в большинство навигаторов, проданных в данном месте. Результат такого «голосования», сами понимаете, может быть ошибочным — невольно занижается оценка приборов наиболее достойных, но не с самой массовой пользовательской базой.
В той же Самарской области большинство гаджетов продают с «Навител Навигатором», но далеко не все пользовались «Прогородом». И совсем немногие знают про карту фанатов «СитиГИДа», хотя по качеству она превосходит все «официальные».
Пользователи в Екатеринбурге массированно рекомендуют «Навител» только потому, что он составляет большинство проданных устройств. Лишь самые пытливые оценили «Прогород» — этот ориентируется на местности ничуть не хуже, а нередко даже лучше «лидера продаж».
Возьмите парочку
Если вам предстоит длительное путешествие по стране и вы намерены посетить с десяток регионов, то можно обзавестись несколькими навигаторами с различными навигационными системами – уж какая-то точно окажется подробнее в том или ином регионе. Именно так советует сделать известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев. Совет — на основании практики: он использовал несколько систем во время этнографической экспедиции по России.
Пять в одном
Но покупать пяток навигаторов не обязательно. Сегодня в продаже есть модель с функцией установки сразу нескольких систем (например, все устройства торговой марки Lexand). Приобретите лицензию на вторую (третью, четвертую) и закачайте их.
Производители продают свои навигационные программы и через интернет. После оплаты вы получите ссылку для скачивания и лицензионный ключ - его надо ввести при установке.
Кстати, некоторые можно использовать бесплатно. Тот же «Прогород» деньги за лицензию не требует. Форма компенсации за услугу — пользователь должен подключить функцию автоматической пересылки маршрутов движения в адрес разработчиков. Это необходимо для отладки программы.
Все — в iPhone
Закачать сразу несколько навигационных систем можно и в «умные» телефоны на базе операционных систем Android, Windows Mobile или iPhone (уточните перед покупкой аппарата, оснащен ли он встроенным модулем спутниковой GPS-навигации). Программы придется устанавливать самостоятельно – это требует некоторого умения. Достоинство такого решения: телефоны-смартфоны по умолчанию уже оснащены SIM-картой (беспроводным интернетом), а значит, не понадобится проводить манипуляции, чтобы при расчете маршрутов аппарат начал показывать «пробки» и учитывать другие дорожные затруднения.
Самый-самый?
При выборе навигационных программ покупателя часто вводит в заблуждение декларация (в текстах на упаковке, на сайте производителя или в рекламной брошюре): у наших карт наибольшая площадь покрытия территорий! Может, оно и так, но за скобками остались оценки степени проработки карт, а также их актуальность (когда, спрашивается, их в последний раз корректировали, обновляли?). Эти вещи, казалось бы, можно оценить только опытным путем. Нет, не только.
Точка — слишком мелко
Давайте исходить из того, что нас с вами не устроит, если на картах всплывают точки с названиями населенных пунктов, а точки эти не разукрупнишь — схемы улиц не появятся. Зачем нужен навигатор, если добраться до места можно и без него - ориентируясь по указателям вдоль трассы! А удобны те карты, что показывают, как петляет маршрут внутри города (городка, ПГГ), и где нужный дом.
В том-то и дело, что до дома доведет не каждая навигационная программа, отвечающая критерию «с обширной площадью покрытия». Дальше, по логике, должен следовать посыл «хороша та, что максимально детализирована». Но и это не абсолютная истина.
Гаджет в селе
Предположим, на карты нанесены 100 населенных пунктов, в которых обитает до 1000 жителей в каждом; карты эти с детальным адресным планом. Исследование спроса привело к выводу, что «поуличная» детализация карт небольших поселков не очень-то востребована большинством пользователей. Обитатели селений навигацией не пользуются, а приезжему проще спросить, как доехать, у местных.
Гораздо актуальнее картографические подробности крупных городов(с населением от 100 тыс. и выше),и чем города больше, тем более востребованы адресные планы. И вообще, тем сложнее обойтись без навигации.
Насколько полезны такие карты, понятно из этой таблицы:
Детальный адресный план
«Прогород»
«Навител Навигатор»
«СитиГИД»
Карты TeleAtlas
Карты Navteq (Nokia Maps, навигаторы Shturmann)
Суммарное население больших городов (с населением 100 тыс. человек и более), для которых в программе есть адресный план
56 912 000 человек
61 405 000 человек
55 144 000 человек
33 733 000 человек
40 848 000 человек
В % от суммарного населения всех больших городов (с численностью 100 тыс. и более жителей).
83,6%
90,2%
81,0%
49,5%
60,0%
Вывод: картографическое покрытие крупных городов у всех программ приблизительно одинаково, однако количество отраженных на них городов несколько отличается.
Итак, если ищите родственников по станицам или колесите по поселкам и хуторам, чтобы записать частушки и народные былины, выберите навигатор с одной картографической программой. Когда же увлечены историческими памятниками культурных столиц,— с другой. Не всегда то и другое совмещается в картах одной программы.
Масштаб покрытия
Хотелось бы облегчить покупателям муки выбора - рекомендовать конкретную модель с определенной программой. Но так было бы нечестно: универсальных, одинаково полезных на все случаи жизни программ нет. Все те, что нынче представлены на российском рынке, не до конца проработаны, и ошибки встречаются во всех картах.
Самое правильное - использовать несколько программ в одном навигаторе или коммуникаторе-смартфоне.
Если такой возможности нет, возьмем на себя смелость предложить покупателям навигаторов критерии, с которыми нужно подходить при оценке навигационных систем. Выбирайте те, что решат именно ваши потребительские задачи.
Наличие адресных планов крупных населенных пунктов — с количеством жителей от 100 тыс. и более, а также количество таких населенных пунктов с адресными планами (если программа предоставит картографические подробности меньших городов и поселков – считайте это полезным дополнением)
Степень детализации карт местностей с неплотным заселением;
Количество адресных планов небольших населенных пунктов.