Современные автостекла – высокотехнологичный продукт. Главное их отличие от обычных стекол – высокая прочность. Существует два принципиальных вида стекол для машин. Они изготавливаются по двум различным технологиям и, следовательно, обладают разными свойствами: триплекс и сталинит.
Ламинированное – триплекс (многослойное) – используется для изготовления ветровых автостекол для транспортных средств. Представляет собой несколько листов стекла, скрепленных прозрачной пластиковой пленкой. Пластмассовая прослойка состоит из виниловых пленок (пленок ацетата целлюлозы или акриловых продуктов). Полная адгезия происходит благодаря значительному нагреванию и прессованию.Для затемняющего и светопоглощающего эффекта промежуточные слои из пластмасс могут быть окрашены.
Триплекс выдерживает сильные удары. Когда же стекло разбивается, осколки, благодаря ламинированию, остаются на месте. Многослойные стекла - это, как правило, лобовые стекла. Также на некоторые марки автомобилей, на боковые и задние стекла производят и устанавливают "триплекс" для повышения безопасности и снижения уровня шума.
Закаленное, или сталинит (однослойное) – используется для изготовления боковых и задних стекол автомобилей. К этой категории термически упроченного стекла относится стекло, полученное повторным нагреванием заготовок стекла до момента размягчения, но еще сохраняющее первоначальную форму. Затем стекло быстро охлаждается способом интенсивного вентилирования. Это стекло особенно прочное. При повышенном давлении оно разбивается на мелкие гранулы, безопасные для человека.
Каждый автомобилист знает, что стекла автомобиля – это самая уязвимая часть, ведь стекло – это достаточно хрупкий материал, который легко можно разбить или поцарапать.
Наиболее часто при эксплуатации автомобиля повреждается лобовое стекло. Поэтому ремонт лобовых стекол самая распространненая причина обращения в техцентр.
Давайте рассмотрим, в каких случаях автомобилистам стоит лишь произвести ремонт автостекол, а когда требуется замена стекла.
Итак, сначала нужно внимательно осмотреть повреждение, чтобы установить – внутреннее оно или внешнее, затем следует обратиться по возможности быстрее в автосервис. Ездить с поврежденным стеклом опасно – от малейшего толчка или резкого торможения оно может рассыпаться на мелкие кусочки, травмируя при этом сидящих в салоне автомобиля, поэтому лучше всего побыстрее произвести замену стекла либо его ремонт.
Ремонт автостекол, безусловно, дешевле замены стекла, но ремонт возможен лишь в тех случаях, когда размеры повреждений стекла не превышают определенных пределов, которые может определить лишь автомобильный мастер. Если трещина небольшая или на стекле царапины, то стекло может быть отремонтировано. Когда ремонт невозможен, производится замена стекла. Причем проводится она довольно быстро. Говоря о ремонте автостекла, надо отметить, что он разделяется на:
1. Ремонт сколов. Скол - это локальное разрушение машинного стекла с маленькими трещинами по краям периметра зоны поражения. Сколы рождаются в результате удара не большим по габариту камнем или любого другого твердого и тяжелого предмета, что интересно, сколы иногда даже не заметны на поверхности не только задних стекол, но лобовых.
2. Ремонт трещин. Трещины могут появиться на наружном слое стекла вида триплекс, обычно на ветровом, но не так уж и редки случаи появления на заднем стекле. Они ко всему прочему могут еще и «расти», увеличиваться в длине под влиянием постоянной, пусть даже не сильной, вибрации, перепада температур, особенно при частом выезде из теплого гаража на холодную зимнюю улицу, так же они растут и от попадания грязи или влаги.
При ремонте автостекол применяется прозрачный полимер, у которого коэффициент преломления света, как и у стекла, поэтому он практически незаметен на стекле. У полимера высокая степень адгезии, в результате стекло восстанавливает свою прозрачность и прочность на 80 %. Ремонт скола начинается со сверления отверстия по центру повреждения для получения внутренней полости, которая соединит внутренний разрыв в стекле и трещины. В случае если последние имеют длину более 1 см, их рост предотвращают сверлением отверстий. Сверла, применяемые для данных операций, напоминают стоматологические. Полученную полость заполняют жидким полимером, имеющим оптические свойства (коэффициент преломления света) близкие к стеклу. Полимер за счет хорошей адгезии (прилипания) к стеклу склеивает края скола, предотвращая развитие трещин и вытесняя воздух из повреждения, делает его малозаметным. Для предотвращения вытекания жидкого полимера поверх него наносят более густой состав, а для предотвращения взаимодействия последнего с воздухом накладывают специальные пластины. Современные ремонтные составы полимеризуются (отвердевают) под действием лучей ультрафиолетовой лампы в течение 20-25 минут. В большинстве случаев окончательной операцией является полировка.
При использовании полимеров, а также других новых технологий трещины различной длины и сколы длиной до 3 см после ремонта автостекол почти незаметны и не увеличиваются при движении автомобиля.
Необходимость в замене лобового стекла как правило возникает у автолюбителей неожиданно. Очередной влетевший в лобовое стекло камень оставляет трещину на вашем лобовом стекле. Если трещина большая и не подлежит ремонту, надо срочно обращаться в автосервис для замены стекла. Ездить с разбитым стеклом нельзя - это очень опасно: от малейшего толчка или резкого торможения оно может рассыпаться на мелкие кусочки, травмируя при этом сидящих в салоне автомобиля, поэтому лучше всего побыстрее произвести замену стекла либо его ремонт.
Как и любые детали автомобиля, автостекла со временем затираются, царапаются песком, налипающим на дворники, мутнеют из-за неправильной мойки или страдают от камней, летящих из-под колес других автомобилей. При таких условиях в стекле появляется множество микротрещин, влияющих на качество автостекла.
Замена автостекол очень ответственная и важная процедура требующая наличия специального инструмента и опытного мастера. А замена лобового стекла напрямую связана с безопасностью вождения. Поэтому замена автостекл должна осуществляться только в условиях специализированного техцентра.
Чтобы автостекла служили Вам долго, необходимо соблюдать ряд простых правил, касающихся правильного ухода за автостеклом.
1. Чаще всего автостекла портят старые дворники, которые царапают стекло и вызывают его преждевременное затирание. Не скупитесь на новые хорошие дворники, и своевременно меняйте их на Вашем автомобиле – тогда автостекла будут служить дольше и радовать Вас безупречной прозрачностью.
2. В дождь или снегопад выбирайте оптимальную скорость дворников, чтобы они эффективно очищали стекло, но при этом не скребли по сухой поверхности (при этом раздается неприятный звук скрежета дворников по сухому стеклу). Это вызывает преждевременный износ дворников и лобового стекла.
3. Пользуйтесь только качественными жидкостями для омывателя стекол и хорошими автошампунями для мойки лобового стекла и других автостекол. Неподходящие составы могут вызвать помутнение стекла!
4. Зимой старайтесь меньше пользоваться скребком и щетками, они оставляют на стекле царапины. После зимы выполните полировку стекла, чтобы убрать образовавшиеся от скребка микротрещины.
5. Не пользуйтесь дворниками с прилипшими к ним кусочками льда – лучше включите отопитель в салоне и дождитесь, пока дворники оттают и станут чистыми. Если Вы оставляете автомобиль на долгую стоянку зимой, лучше отогните дворники от стекла, чтобы они не примерзли к лобовому стеклу.
После замены лобового или заднего автостекла в течение двух суток:
1. Запрещается поднимать автомобиль на подъемнике или домкратом, парковать машину на бордюрах. Это может вызвать перекос кузова и вызвать нарушения в креплении нового стекла. 2. Запрещается мыть автомобиль под давлением (обычно данный способ применяют на автоматических мойках). 3. Запрещается вставлять под стекло талоны техосмотра и другие пропуска и документы, снимать защитный скотч. 4. Рекомендуется соблюдать скоростной режим, по возможности избегать попадания автомобиля в ямы и на кочки.