В идеальном случае мы вообще не должны обращать внимание на дым из выпускной трубы, но иногда его просто невозможно не заметить. Белый, черный или голубоватый дым еще не означает автоматически, что с двигателем что-то случилось, но иногда очень полезно знать, о чем он нам говорит.
Ну с кем такого не бывало: автомобиль впереди ускоряется и покрывает вас облаком черного дыма. В большинстве случаев мы предполагаем при этом повреждение двигателя, но не всегда это значит, что автомобиль доживает последние дни. Цвет отработанных газов зависит от содержащихся в них частичек и их температуры. Если сгорание в цилиндрах проходит нормально, то отработанные газы в идеале должны быть прозрачными.
Когда температура воздуха опускается, например, зимой, то отработанные газы выходят в виде белого цвета - это водяной пар, который в большом количестве виден во время работы еще непрогретого двигателя. Плохо, когда белый дым продолжает выходить даже с нагретого двигателя. Это может быть следствием пробитой прокладки головки блока цилиндров. В этом случае жидкость для охлаждения двигателя проникает в камеру сгорания и после процесса сгорания выходит в виде пара через выпускную трубу. Если вдруг за вашим автомобилем начало образовываться густое белое облако, немедленно езжайте за помощью к специалистам.
Черный дым создается в основном твердыми частичками сажи, которые накапливаются в выпускной трубе во время медленного движения или во время работы двигателя на холостом ходу. Как только обороты двигателя резко ускоряются, то эти накопленные частички захватываются потоком отработанных газов и выносятся наружу в виде черного облака. Чаще всего черный дым проявляется у автомобилей с дизельным двигателем. Если дизель очень сильно дымит, то это может свидетельствовать о недостаточном количестве воздуха для сгорания. Причиной может быть засорившийся воздушный фильтр или негерметичные топливные форсунки. И в первом и во втором случае, нормальная пропорция топлива и воздуха нарушается в пользу топлива. Это неприятно, но также устраняется на технической станции. Впрочем, заменить воздушный фильтр на автомобиле умеет почти каждый водитель, главное сделать это вовремя. Засоренный воздушный фильтр - это не только черный дым с трубы, но и потеря мощности и увеличенный расход топлива.
Если с выпускной трубы выходит голубой дым, то это связано либо с несгоревшим топливом, либо с попаданием моторного масла в камеру сгорания.
Причин может быть несколько: от большого количества топлива во время прогрева холодного двигателя (это безобидно) до негерметичности масляного контура двигателя (это уже очень серьезно).
Если после прогрева двигателя или продолжительного движения голубой дым с трубы не проходит, то немедленно нужно ехать на ремонт, который в этом случае обещает быть недешевым.