В наше время краш-тесты автомобилей проводят ряд "независимых" организаций, и для ведущих производителей зарабатывать хорошие оценки безопасности считается нормой.
По результатам испытаний автомобилям выставляют оценки в «звездах», на которые и опираются продавцы, расхваливая свой товар в автосалонах. Но «звездная система» одновременно вносит и ясность, и путаницу. Дело в том, что оценивают автомобили по разным методикам, у каждой из которых есть свои особенности. «Сегодня» выяснила, как не запутаться в классификации при выборе автомобиля.
Краш-тесты спасают жизни
Сейчас в это сложно поверить, но до 60-х годов прошлого века вопросами автобезопасности никто особо не интересовался — на современное шоссе выезжать за рулем авто того времени просто страшно. Нет ни специальных сминаемых зон кузова, гасящих энергию удара, ни подушек безопасности, ни АБС, не говоря уже о таких простых вещах, как ремни безопасности и подголовники — в случае даже простой аварии шансов на выживание и водителя и пассажиров такого авто нет никаких. Когда были обнародованы данные о человеческих жертвах в дорожных авариях, оказалось, что они многократно превышают армейские потери от военных конфликтов! Естественно, в ответ на желание потребителя выжить в авто в случае аварии производители начали испытывать свою продукцию с точки зрения безопасности: автомобили начали разбивать, имитируя реальную аварию и, в зависимости от результатов исследования, в конструкцию вносились изменения.
Первые же тесты автопроизводителей просто шокировали: случаев, когда при ударе на скорости около 60 км/час автомобиль сминался от переднего бампера до багажника, превращаясь в металлическую требуху, было предостаточно. Однако попытки использовать более прочный металл также не увенчались успехом — автомобили потяжелели и... стали еще более опасными. Быстро выяснилось, что если энергию удара не принимает на себя кузов — она переходит в салон. Внешне такой автомобиль после аварии может почти не пострадать, но люди внутри — «как живые». Именно эти данные заставили производителей при производстве кузовов продумывать сминаемые зоны, которые гасят энергию удара.
Кроме того, оказалось, что травмы, несовместимые с жизнью, происходят из-за того, что в момент столкновения голову человека вначале резко бросает вперед — он сильно бьется о руль, а потом так же резко назад — шейные позвонки такой перегрузки не выдерживают. Поэтому сразу же были внедрены ремни безопасности, спасающие голову, и подголовники, защищающие шею. Благодаря только этим изобретениям на Земле было спасено более 1 млрд жизней! Такие отличительные черты современного авто, как подушки и шторки безопасности, особая конструкция сидений, форма руля, спецматериалы передней панели, — также результат краш-тестов.
Как испытывают европейские авто
1. Фронтальный тест. По методике европейской организации Euro NCAP авто бьют на скорости 64 км в час, причем с 40% перекрытием. 2. Боковой тест. На скорости 50 км/ч в автомобиль со стороны водителя врезается передвижная платформа с деформируемой передней частью. 3. Безопасность пешеходов. Имитируют столкновение автомобиля с ребенком и взрослым пешеходом при скорости автомобиля 40 км/ч. 4. Безопасность пассажиров-детей. В детские автокресла перед фронтальным тестом садят манекенов-«детей» с датчиками. 5. Активная безопасность. Добавляют баллы за оснащение авто электронными системами, предотвращающими столкновение.
По итогам испытаний присваивается оценка-звездочка по пятибальной шкале.
Шведский подход: 5 звезд — не главное
Автомобили шведского производства по праву считаются одними из самых безопасных в мире, несмотря на то, что по оценке EuroNCAP не всегда модели Volvo и SAAB получают наивысшие оценки, хотя и проходят все испытания на очень достойном уровне. Опрошенные нами зарубежные эксперты объяснили, что дело не в результатах, полученных в ходе стандартных испытаний, а в общем подходе к безопасности дорожного движения, закрепленном в Скандинавии на законодательном уровне. Так, еще в 1966 году было создано подразделение Volvo по исследованию причин аварий — Accident Research Team.
Изначально оно занималось исследованием эффективности трехточечных ремней безопасности, которые штатно начали устанавливать на автомобили Volvo с 1959 года (впервые в мире), однако уже в 1970-х исследовательский центр начал работать совместно с дорожной полицией — на каждое ДТП с летальным исходом выезжал еще и эксперт, изучающий его причины и делающий вывод о том, что нужно изменить в автомобиле, чтобы смягчить последствия аварии. Фактически, это тот же краш-тест, только в реальных условиях. За все время существования центра было изучено более 40 тысяч ДТП. Именно на основе анализов этих реальных аварий были разработаны все системы безопасности шведских авто.
Нестандартный тест
Однако это вовсе не означает, что скандинавы отказались от краш-тестов в пользу вышеописанного метода. Но методики, по которым проводились шведские исследования безопасности автомобилей, всегда отличались оригинальностью. Так, еще на 240-е модели Volvo (первые иномарки, которые появились в СССР) для эксперимента ставили ж/д вагоны, а 740-е, 850-е и 940-е модели (выпускались в 1980-е годы и в начале 1990-х) сбрасывали со скалы мордой вниз, переворачивали на высокой скорости. Плюс множество испытаний по различным вариантами столкновения автомобиля с автомобилем, причем авто различных по типу и массе. Например, проверяли, что будет, если в малолитражку въедет грузовик, а семейный седан въедет в бочину внедорожнику. Понятное дело, что такие тесты обходятся производителю довольно дорого и, если бы не закрепленные законодательством требования, на них бы так не тратились, предпочитая просто довести продукцию до уровня EuroNCAP. Для сравнения: в Украине никаких особых требований по безопасности к продаваемым авто не выдвигают. Вот и торгуют у нас во всю «капсулами смерти» китайского и российско-украинского производства. Очевидно, что заработки торгашей у нас ставят выше человеческих жизней.
Новые технологии
Сегодня подход ведущих производителей таков, что авто изначально разрабатывают под требования безопасности, а не как раньше: выпускали автомобиль, а потом делали его безопасным. Сперва машину тестируют виртуально: программы-имитаторы позволяют точно предугадать то, каким будет результат в реальной жизни. Правда, после этого авто все равно тестируют физически, имитируя 100—150 различных ДТП. Испытывают и активную безопасность: как себя ведет автомобиль на скорости, насколько хорошо работают системы стабилизации курса, системы, предотвращающие переворачивание, адаптивный круиз-контроль и другие.
Китайский стандарт
В Китае действуют свои стандарты безопасности, которые несколько отличаются от европейских. Проводит краш-тесты органиация C-NCAP (China NCAP), которую позиционируют как аналог европейской EuroNCAP, хотя автомобили с китайскими сертификатами европейские тесты на безопасность не проходят. По программе C-NCAP автомобиль подвергается трем испытаниям: фронтальному удару с перекрытием в 100%, смещенному с перекрытием в 40%, и боковому ударам. Однако скорость, на которой бьются автомобили, отличается от европейской. Например, фронтальный тест проводят на 50, а не 64 км/час.
5 Примет безопасного авто
Боковые подушки безопасности
Фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира устанавливаются на авто уже давно. Но в последние годы начали оснащать машины еще и боковыми шторками. Благодаря им люди в салоне защищены и при ударе сбоку, и в том случае, если автомобиль перевернется. Кроме того, иногда ставят подушки и для пассажиров заднего дивана — они призваны смягчить удар головой об передние кресла. А в дорогих моделях инсталлируют еще и защиту для ног.
Сминающийся корпус
Корпус качественного авто неравнопрочен: отдельные части имеют различную жесткость и разную сопротивляемость удару при ДТП — меньшую у передней и задней части, большую у средней части. В результате при столкновении автомобилей за счет деформации передней и задней частей кузова происходит плавное гашение удара, и пассажирский салон предохраняется от деформации. Плюс дополнительную защиту обеспечивают брусья безопасности в дверях. Передний бампер должен быть мягким — пешеход не должен пострадать в случае наезда на небольшой скорости.
Система для защиты детей
Современные автомобили оснащены для перевозки детей, во-первых, системой крепления Isofix для автокресел, во-вторых, для задних дверей предусмотрена блокировка, чтобы ребенок случайно ее не открыл и не выпал. В-третьих, должна быть кнопка для отключения подушки безопасности на переднем сиденьи и предупреждающая надпись об этом. В-четвертых, обратите внимание на ремни безопасности: они должны быть оснащены пищалкой, предупреждающей о том, что один из пассажиров не пристегнут, плюс оснащены системой-преднатяжителем.
Интеллектуальные тормоза
Такой системой, как АБС, нынче никого не удивишь. Но желательно выбирать авто, в котором она работает совместно с системой стабилизации поперечной устойчивости и противобуксовочной (в аварийной ситуации помогают сохранить контроль над автомобилем). Фишка последних лет — адаптивный круиз-контроль (поддерживает заданную скорость) с функцией обнаружения пешеходов с полным торможением в случае опасности: она сама останавливает авто при опасном приближении к пешеходам либо автомобиля и может предупредить столкновение на скорости до 35 км/ч.
Качество материалов салона
На качество материалов салона обычно никто не обращает внимания, но от их качества также очень многое зависит. Дешевый пластик в случае аварии разлетается по салону и часто наносит водителю и пассажирам осколочные ранения, а мягкий, прорезиненный, сохраняет свою форму и не наносит травм. Особенно внимательно нужно смотреть на материалы над коленями водителя и пассажира — соприкосновение с жесткой пластмассой даже при небольшой ДТП опасно.