CSS Mac Dock
Главная Новости Форум Поиск Контакты Ваша реклама Архив файлов
Основные разделы
jQuery UI Example Page

Статьи о Renault

Автолюбителю на заметку

Закон и дорога

Устройство автомобиля

Рекомендации по эксплуатации

Неисправности в пути

Тех. обслуживание (ТО)

Двигатель

Трансмиссия

Ходовая часть

Рулевое управление

Тормозная система

Электрооборудование

Кузов

Колеса и шины

Покупка запасных частей

Зимняя эксплуатация автомобиля

Советы начинающему автомеханику

Приложения

Коробка передач

Особенности конструкции

На автомобили Dacia (Renault) Logan устанавливают механические пятиступенчатые коробки передач (рис. 6.3). С двигателем K7J (рабочий объем 1,4 л) монтируют коробку передач JH1, с двигателем К7М (рабочий объем 1,6 л) - JH3. Обе коробки передач практически одинаковы по конструкции и различаются только размерами картеров сцепления. Передаточные числа (табл. 6.1) обеих коробок передач одинаковы.

Рис. 6.3. Коробка передач

Рис. 6.3. Коробка передач: 1 - задняя крышка; 2 - картер коробки передач; 3 - пробка наливного отверстия; 4 - вилка выключения сцепления; 5 - картер сцепления; 6 - датчик скорости; 7 - рычаг управления коробкой передач; 8 - шток выбора передач; 9 - рычаг переключения передач: 10 - механизм переключения передач; 11- сапун; 12 - выключатель света заднего хода.

Табл. 6.1. Передаточные числа коробки передач

Передача

Передаточное число

I

3,727

II

2,043

III

1,393

IV

1,029

V

0,795

заднего хода

3,545

главная

4,214

Идентификационные данные коробки передач нанесены клеймением на нижней части ее картера. Расшифровка идентификационных данных приведена на рис. 6.4. Коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картеракоробки передач присоединен картер сцепления.

Рис. 6.4. Идентификационные данные коробки передач

Рис. 6.4. Идентификационные данные коробки передач: 1 - тип коробки передач; 2 - модификация коробки передач; 3 - порядковый номер коробки передач; 4 - код завода-изготовителя.



Идентификационные данные коробки передачНа заднюю часть картера коробки передач установлена стальная штампованная крышка.

На первичном валу расположена вращающаяся на игольчатом подшипнике шестерня V  передачи с синхронизатором, а ведущие шестерни I, II, III и IV передач изготовлены за одно целое с первичным валом. Вторичный вал изготовлен вместе с ведущей шестерней главной передачи, кроме этого на валу установлены свободно вращающиеся ведомые шестерни I, II, III и IV передач и зафиксированная на шлицах вала ведомая шестерня V передачи.
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт двух синхронизаторов I-II и III-IV передач, установленных на вторичном валу, и муфты синхронизатора V передачи, установленного на первичном валу. Механизм переключения передач 10 (рис. 6.3) расположен в крышке, установленной сверху на картер 2 коробки передач.

Привод управления коробкой передач состоит из кулисы 5 (рис. 6.5) рычага 3 переключения передач с шаровой опорой, закрепленной на основании кузова гайками 4, тяги 2 привода управления коробкой передач и механизма 10 (рис. 6.3), установленного на картере коробки передач.



Рис. 6.5. Привод управления коробкой передач: 1 - хомут крепления тяги привода управления коробкой передач; 2 - тяга привода управления коробкой передач; 3 - рычаг управления коробкой передач; 4, 6 - гайки; 5 - кулиса рычага управления коробкой передач; 7 - шайба.


Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.

Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения внутреннего шарнира правого привода переднего колеса с шестерней дифференциала обеспечивается сальником, запрессованным в картер коробки передач, а внутреннего шарнира левого привода - сальником, установленным в чехле шарнира. Чехол внутреннего шарнира левого привода неподвижно закреплен специальным держателем на картере коробки передач, а вал привода вращается внутри чехла на шариковом подшипнике.
В нижней части картера коробки передач расположена пробка сливного отверстия, а сбоку - пробка 3 наливного отверстия.

Для ремонта коробки передач требуется большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном разделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений и ремонт привода. В случае необходимости ремонта коробки передач обращайтесь на специализированный сервис.

Порядок замены масла в коробке передач описан в "Проверка уровня и доливка масла в коробку передач").

Назад

Замена сальников коробки передач

Сальник первичного вала установлен в неразборный узел направляющей втулки подшипника выключения сцепления вместе с передним подшипником первичного вала. Блок направляющей втулки запрессован в картер сцепления. Для выпрессовки и последующей запрессовки блока направляющей втулки требуются специальные приспособления, поэтому в случае течи масла через сальник первичного вала обратитесь для его замены в сервис.

Сальник внутреннего шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) привода левого переднего колеса установлен в грязезащитном чехле ШРУСа. В случае течи масла через этот сальник снимите чехол ШРУСа и замените узел подшипника в сборе с сальником (см."Ремонт шарниров равных угловых скоростей").

В данном подразделе описана замена сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала, установленного в картер коробки передач.

Сальники внутреннего ШРУСа привода левого переднего колеса и хвостовика полуосевой шестерни дифференциала можно заменить, не снимая коробку передач с автомобиля, при этом необходимо слить масло из коробки передач.

Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия привода переднего колеса, а также отвертка, молоток, оправка.

1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

2. Для замены сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала снимите правый привод (см."Снятие-установка приводов передних колес").










3. Снимите с хвостовика полуосевой шестерни резиновое уплотнительное кольцо.
Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените.










4. Поддев отверткой, извлеките сальник из гнезда в картере коробки передач.
Поддеть сальник отверткой через зазор между его кромкой и хвостовиком полуосевой шестерни довольно трудно. Поскольку сальник повторной установке не подлежит, можно ударами молотка через бородок по одному из краев сальника повернуть его в гнезде, деформировав так, чтобы другой край выступил за кромку гнезда в картере коробки передач. Затем захватите сальник за выступающий край пассатижами и извлеките из гнезда.



5. Смажьте рабочую кромку сальника трансмиссионным маслом и запрессуйте его оправкой подходящего диаметра рабочей кромкой внутрь коробки.

Устанавливайте сальник в гнездо коробки передач перед запрессовкой очень осторожно, чтобы не повредить рабочую кромку сальника острыми шлицами хвостовика полуосевой шестерни. Рекомендуем для защиты сальника от повреждения перед его установкой обернуть шлицевый конец хвостовика полоской жести или толстой алюминиевой фольги. Можно также подобрать для этой цели тонкостенную втулку подходящего диаметра.

6. Установите на хвостовик полуосевой шестерни резиновое уплотнительное кольцо.

7. Установите привод переднего колеса (см."Снятие-установка приводов передних колес").

8. Залейте масло в коробку передач (см. "Проверка уровня и доливка масла в коробку передач").

Назад

Снятие-установка коробки передач

Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать коробку передач с автомобиля:

  • повышенный (по сравнению с привычным) шум;
  • затрудненное переключение передач;
  • самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
  • утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.

Работа по снятию-установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая и имеет неудобную для удерживания форму, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.

Вам потребуются: ключи «на 13», «на 18», отвертка с плоским лезвием.

1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

2. Снимите защиту картера и нижнюю часть левого брызговика двигателя.











3. Слейте масло из коробки передач.

4. Снимите аккумуляторную батарею.

5. Снимите с полки аккумулятора ее пластмассовую прокладку.









6. Снимите подводящий рукав воздушного фильтра.

7 Снимите электронный блок управления двигателем.

8. Снимите правый и левый монтажные блоки.
Электронный блок управления двигателем и монтажные блоки снимать необязательно. Их отсутствие облегчает доступ к креплению левой опоры подвески силового агрегата.









9. Ослабьте затяжку стяжного хомута крепления тяги управления коробкой передач к ее рычагу...









10. ...пометьте любым доступным способом (например, краской) взаимное расположение тяги и рычага, чтобы при обратной сборке не нарушить регулировку привода...











11. ...сдвиньте хомут по тяге...











12. ...и разъедините тягу и рычаг.











13. Нажмите каким-либо заостренным предметом на фиксатор колодки жгута проводов датчика скорости...











14. ...и отсоедините колодку.











15. Отсоедините от вилки выключения сцепления и кронштейна на коробке передач трос привода выключения сцепления.











16. Выверните два болта крепления «массовых» проводов к коробке передач и отсоедините провода.











17. Поддев отверткой фиксатор колодки жгута проводов выключателя света заднего хода...











18. ...отсоедините колодку от выключателя











19. Выньте моторный жгут из держателя на коробке передач и отведите его в сторону.











20. Выверните два болта крепления датчика верхней мертвой точки к картеру сцепления...











21. ...и отведите датчик вместе с жгутом проводов в сторону.











22. Отжав фиксатор колодки жгута проводов датчика концентрации кислорода...











23. ...разъедините колодку...











24 ...и снимите колодку жгута с держателя на коробке передач.











25. Извлеките из держателя шланг сапуна коробки передач.











26 С обеих сторон автомобиля выверните по два болта крепления суппортов передних тормозных механизмов к поворотным кулакам...











27. ...отведите суппорты в сторону, не отсоединяя от них тормозные шланги, и закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой к пружинам передней подвески)...











28. ...отсоедините от рычагов поворотных кулаков рулевые тяги...











29. ...отверните по две гайки крепления амортизаторных стоек к поворотным кулакам и выньте болты из отверстий кулаков и стоек.



Отсоединение суппортов передних тормозных механизмов, рулевых тяг и амортизаторных стоек необходимо для того, чтобы получить возможность отсоединить от коробки передач внутренние шарниры приводов передних колес без снятия самих приводов.

30 Отводя в стороны поворотные кулаки, отсоедините от коробки передач внутренние шарниры приводов передних колес.

При отсоединении от коробки передач внутреннего шарнира привода левого переднего колеса будьте осторожны: не уроните в картер коробки ролики шарнира, если они слабо сидят на цапфах трехшиповой ступицы шарнира.

31. Снимите стартер.

32. Выверните четыре болта крепления масляного картера к картеру сцепления.

33. Снимите подрамник.

В процессе снятия подрамника от коробки передач отсоединяют заднюю опору подвески силового агрегата.











34. Выверните два верхних болта крепления коробки передач к двигателю.











35. Установите под двигатель...











36. ...и коробку передач надежные опоры.











37. Снимите левую опору подвески силового агрегата.











38. Отверните две гайки нижнего крепления коробки передач к двигателю слева...











39. ...и справа.











40. Сдвиньте коробку передач назад до момента выхода шпилек картера сцепления из отверстий блока цилиндров. При этом первичный вал коробки должен выйти из ступицы ведомого диска сцепления.











41. Сдвиньте коробку максимально назад, уберите из-под нее опору и, наклонив заднюю часть коробки вниз, снимите ее с автомобиля.



При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.

42. Установите коробку передач и все cнятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

  • Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки.
  • Проверьте, как отцентрирован ведомый диск сцепления с помощью специальной оправки (см. "Снятие-установка сцепления").

43. Залейте масло в коробку передач.

Назад

Замена тяги привода управления коробкой передач

Тягу привода управления коробкой передач снимают при ее повреждении (например, при изгибе или повреждении резьбы на пальце крепления к рычагу переключения передач) или для замены втулок в нижней головке рычага переключения передач, а также при снятии кулисы рычага переключения передач.

Завод-изготовитель рекомендует для получения доступа к тяге привода управления коробкой передач разобрать систему выпуска отработавших газов с вырезкой ее элементов. Однако можно обойтись и без расчленения системы (что требуется только в случае замены ее отдельных элементов), сняв всю систему в сборе.

Работу выполняйте на смотровой канаве или на подъемнике.

Вам потребуются: инструменты, необходимые для снятия системы выпуска отработавших газов и ключ «на 13».

1. В моторном отсеке отсоедините тягу привода управления коробкой передач от рычага коробки (см. выше "Снятие и установка коробки передач").









2. Отсоедините крепления и отведите в сторону систему выпуска отработавших газов.

Завод-изготовитель рекомендует для снятия тяги привода управления коробкой передач снимать частично систему выпуска отработавших газов. Однако систему можно не разбирать и не снимать полностью Достаточно отсоединить приемную трубу от выпускного коллектора, отсоединить подушки подвески системы в районе нейтрализатора отработавших газов и отвести систему в сторону.










3. Снизу автомобиля отверните гайку пальца тяги привода управления коробкой передач...









4. ...снимите с пальца плоскую шайбу...









5. ...и снимите тягу с автомобиля.









6. Если при движении автомобиля наблюдалась вибрация рычага управления коробкой передач, замените две пластмассовые втулки в нижней головке рычага.

7. Устанавливайте тягу привода управления коробкой передач в последовательности, обратной снятию, в соответствии с нанесенными перед снятием метками (см. выше "Снятие-установка коробки передач", п. 10).



Назад

Снятие, установка и ремонт кулисы рычага управления коробкой передач

Ремонт кулисы рычага управления коробкой передач заключается в замене рычага управления при появлении вибраций и увеличенного люфта рычага, вызванных износом его шаровой опоры. Рычаг можно заменить, не снимая кулису, из салона автомобиля. Непосредственно кулису снимают с автомобиля в случае ее повреждения.

Для наглядности замена рычага управления коробкой передач показана на снятой кулисе.

Вам потребуются: инструменты, необходимые для снятия системы выпуска отработавших газов, облицовки тоннеля пола и ключ «на 13».

1. Отсоедините крепления и отведите в сторону систему выпуска отработавших газов.

Завод-изготовитель рекомендует для снятия кулисы рычага управления коробкой передач снимать частично систему выпуска отработавших газов. Однако систему можно не разбирать и не снимать полностью. Достаточно отсоединить приемную трубу от выпускного коллектора, отсоединить подушки подвески системы в районе нейтрализатора отработавших газов и отвести систему в сторону.








2. Отсоедините от нижнего конца рычага управления коробкой передач тягу привода управления коробкой передач (см. выше "Замена тяги привода управления коробкой передач") и отведите тягу в сторону.










3. В салоне автомобиля расстегните застежку верхнего крепления чехла рычага...










4. ...выньте нижний держатель чехла из отверстия в облицовке тоннеля пола...










5. ...и снимите чехол, сдвинув его вверх по рычагу.










б. Снимите облицовку тоннеля пола и установленный под облицовкой шумоизоляционный чехол.










7. Отверните четыре гайки крепления кулисы к основанию кузова...










8. ...и, опустив вниз кулису через проем i основании кузова, снимите ее с автомобиля.










9. Для замены рычага управления коробкой передач снимите крышку кулисы, повернув ее против часовой стрелки настолько, чтобы штифты горловины кулисы вышли из пазов крышки...










10. ...и снимите рычаг вместе с опорой.

11. Устанавливайте рычаг в кулису и кулису на автомобиль, а также все снятые детали в порядке, обратном снятию.



Назад

Регулировка привода управления коробкой передач

Для регулировки привода управления коробкой передач заводом-изготовителем предусмотрены специальные приспособления для фиксации в определенном положении элементов привода. Поэтому в случае нарушения регулировки, не позволяющего включить ту или иную передачу, обратитесь на сервис.

Регулировка привода управления коробкой передачДля предупреждения нарушения регулировки привода, выполняя работы, связанные с разъединением его элементов, предварительно помечайте любым доступным способом взаимное расположение деталей. При обратной сборке устанавливайте элементы привода в соответствии с нанесенными метками.

Если регулировка привода нарушилась незначительно и передачи хоть и с затруднением, но включаются, при наличии некоторых навыков у исполнителя можно попробовать восстановить регулировку методом проб.









Регулировка привода управления коробкой передачОслабьте затяжку стяжного болта хомута крепления тяги привода управления коробкой передач к рычагу коробки и небольшими перемещениями тяги по рычагу добейтесь четкого включения передач. Если нечетко выбираются 1-я и 2-я передачи, немного поверните тягу относительно рычага против часовой стрелки (если смотреть на привод со стороны двигателя). При нечетком выборе 5-й передач и передачи заднего хода поворачивайте тягу по часовой стрелке. Если четко выбираются, но плохо включаются (или совсем не включаются) 1, 3 и 5-я передачи, переместите тягу по рычагу вперед по направлению движения автомобиля, не проворачивая ее относительно рычага. При нечетком включении 2-й, 4-й передач и передачи заднего хода тягу перемещайте назад по рычагу. После каждого перемещения тяги по рычагу затягивайте стяжной болт хомута и проверяйте результат регулировки. При необходимости повторяйте регулировку до получения требуемого результата.

Авторизация
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.