Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля.
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90-100 °С.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В левом бачке выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости; сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении (140±10) кПа или (1,4±0,1) кгс/кв. см, обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 10 кПа (0,1 кгс/кв. см) и пропускает воздух в расширительный бачок.
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и пр.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен на заднем торце головки блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 88 "С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 89 °С термостат приоткрывается, а при (99±2) °Соткрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор с пластмассовой шестилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом на небольшой скорости движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору в четырех точках.
Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика, расположенного в водяной рубашке головки блока цилиндров двигателя.
Вам потребуются: торцовая головка «на 10», удлинитель, плоскогубцы, ёмкость для слива охлаждающей жидкости из расширительного бачка.
1. Сожмите хомут крепления пароотводящего шланга плоскогубцами и сдвиньте его по шлангу.
2. Снимите пароотводящий шланг с патрубка расширительного бачка.
3. Сожмите плоскогубцами хомут крепления жидкостного шланга и сдвиньте его.
4. Подставьте емкость для слива охлаждающей жидкости и снимите шланг с патрубка расширительного бачка. Примите меры для уменьшения вытекания охлаждающей жидкости из шланга, например, заглушив его деревянной пробкой.
5, Отверните две гайки крепления расширительного бачка.
6. Немного наклоните бачок в направлении, показанном стрелкой, и снимите его движением вверх.
7. Установите расширительный бачок в порядке, обратном снятию.
8. Залейте охлаждающую жидкость до метки «МАХ».
Возможные неисправности системы охлаждения и способы их устранения приведены в таблице.
Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель перегревается
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Долейте охлаждающей жидкости
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении)
Замените термостат
Неисправен водяной насос
Проверьте насос и в случае неисправности замените
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми
Промойте снаружи сердцевину радиатора
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями
Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей или выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора
Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчик, реле или злектровентилятор в сборе
Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)
Замените пробку расширительного бачка
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости
из-за утечки или повреждения прокладки головки блока
цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)
Замените термостат
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Негерметичен радиатор
Замените радиатор
Негерметичен расширительный бачок
Замените расширительный бачок
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов
Подтяните хомуты крепления шлангов
Повреждено уплотнение водяного насоса
Установите водяной насос на герметик
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном
двигателе появляется течь охлаждающей жидкости
в стыке головки блока с блоком цилиндров; кроме того,
возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)
Вам потребуются: ключи «на 7», TORX T30, торцовая головка «на 10», плоскогубцы.
1. Слейте охлаждающую жидкость
2. Снимите передний бампер
3. Выверните два болта крепления кронштейна бачка гидроусилителя рулевого управления...
4. ...и аккуратно отведите бачок в сборе с кронштейном в сторону.
5. Снимите электровентилятор радиатора в сборе с кожухом (см. выше "Снятие и установка электровентилятора радиатора системы охлаждения двигателя").
6. Ослабьте хомут крепления подводящего шланга радиатора, сжав плоскогубцами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу...
7. ...и снимите шланг с патрубка радиатора.
8. Выверните левый...
9. ...и правый болты крепления радиатора системы кондиционирования к радиатору системы охлаждения двигателя.
10. Выверните болт...
11. ...и снимите левый кронштейн крепле ния радиатора системы охлаждения.
12. Аналогично снимите правый кронштейн.
13. Разъедините радиаторы системы охлаждения двигателя и системы кондиционирования, для чего приподнимите радиатор системы кондиционирования, выведите его проушины из держателей радиатора системы охлаждения и опустите.
На радиаторе системы охлаждения два держателя: один с левой стороны, а второй с правой.
14. Извлеките радиатор из моторного отсека.
На штифты в нижней части каждого бачка радиатора надеты резиновые подушки нижних опор. Снимите их. Сильно обжатые или затвердевшие подушки замените.
15. Осмотрите подушки верхних кронштейнов крепления радиатора. Сильно деформированные или затвердевшие подушки замените.
16. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.
17. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите один патрубок радиатора, а ко второму подведите воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/кв. см ), и опустите в ёмкость с водой не менее чем на 30 с. Негермитичность радиатора определяют по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость полностью, проверяйте его последовательно со всех сторон.
18. Установите детали в порядке, обратном снятию.
Для того чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой шлангов смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.
19. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.
Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.
Разборка насоса довольно трудоемкая работа, поэтому при неисправности рекомендуем заменить насос в сборе.
Вам потребуются торцовые головки "на 10", на "на 12", отвёртка с плоским лезвием.
Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве.
Для проверки термостата на автомобиле пустите холодный двигатель и потрогайте рукой нижний (отводящий) шланг радиатора - он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 90-95 °С, шланг должен начать быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции жидкости по большому контуру. Если этого не происходит, снимите термостат и замените его.
Вам потребуется ключ «на 10».
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. Выверните три болта крепления крышки термостата.
3. Отведите крышку...
4. ...и извлеките термостат из крышки.
5. Снимите уплотнительное кольцо с термостата и осмотрите его. Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените.
6. Установите уплотнительное кольцо на новый термостат.
7. Установите детали в порядке, обратном снятию.
8. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.